Об истории и становлении села Сухоречка Бузулукского района

В своей работе по Сухоречке я использовала как уже готовые сведения, так и вновь приобретенные. На основе этого появилась данная статья. Фундаментальной работой, на которую я опиралась, является исследование по истории села учителя истории и обществознания сухореченской школы Богомоловой Т. В..

Год основания и первопоселенцы

 Из официальных источников известно, что появился данный населенный пункт в 1808 году на казенных землях, а основали его переселенцы из Тамбовской и Рязанской губерний. Причины, вынудившие обосновываться в наших краях жителей центра России, уже все давно обозначены и написаны. Это голод, нехватка земель, нищета, слухи, что на окраинах государства есть много земли, которую можно использовать для жизни.

Конечно, для людей, пишущих свое родословие, утверждение о переселенцах с Рязанской и Тамбовской  губерний слишком размытое и не дает четкого представления о конкретном населенном пункте, который является искомым для следующего поколения предков.В этом случае помогают первые метрические записи церкви , в которых, как правило, указывают, крестьянами какой губернии были те или иные люди, вступающие в брак, умершие.

Яковлевка и Тримихайловка

Еще следует помнить, что до 20-го века на территории современной Сухоречки было два населенных пункта и назывались они по-разному, основали их также представители разных губерний. Это следует в поиске учитывать.

Так, например, северная часть села (направление к северо-западу от церкви) когда-то называлась Яковлевкой или Рязанкой, так как населенный пункт основали переселенцы из Рязанщины,  а был во главе их крестьянин Яков, фамилия его в народном предании не сохранилась (здесь только поможет архив, если есть списки переселенцев).

Южная же часть (юго-восток от церкви)  именовалась до недавнего времени Тримихайловкой, здесь селились тамбовчане. Как вы понимаете, название селу дали три Михаила, о фамилиях которых народное предание опять же умалчивает.

Обе деревни тогда находились всего в каких -то 3-4 километрах друг от друга по берегам речки Сухой Тростянки, а по обе стороны этой реки были непроходимые дикие заросли леса, здесь произрастали ветлы да тополя. Исток той речки был у места, где располагалась Яковлевка, потом русло реки пролегало близ Тримихайловки и впадало в Ток.

Вследствие характерного рельефа местности Тримихайловка могла расселяться и расти только по направлению к Яковлевке, а та , в свою очередь к Тримихайловке, таким образом и произошло слияние двух населенных пунктов.

Вывод для исследователя: пытаясь найти свои корни в Сухоречке, определитесь, в какой части села (бывшей Яковлевке или Тримихайловке) проживали предки, потом ищите ранние метрики по соответствующему населенному пункту. Но следует учитывать, что со временем обе эти деревеньки ширились и разрастались за счет переселенцев из Курской, Калужской и других губерний. Поэтому необходимо все-таки затребовать в архиве списки переселенцев по Яковлевке либо Тримихайловке, чтобы установить факт присутствия — отсутствия искомой вами фамилии в списках именно первопоселенцев.

Известно, что среди тех, кто первым выбрал место для будущего села и начал строить в этих местах шалаши и землянки, были жители Тримихайловки  Лоскутовы, Кузнецовы, Гнедышевы. Представители этих трех фамилий и были первопроходцы, основатели Тримихайловки.

О песке и другом названии населенного пункта

Как говорят старожилы села, «сожрали пески речку». Они еще помнят свою реку полноводной, а сейчас это желтый ручеек. Как поселились тамбовчане и рязанцы на этой земле, стали жадно использовать речку для своих нужд и выпили ее .Но не только хозяйственная деятельность человека сгубила Сухую Тростянку, свое тлетворное влияние оказал и песок. Как я уже писала на страничке о топонимах Бузулукского района, мне довелось побывать на западе области в недалеком прошлом. Больше всего меня поразила, конечно, почва, да это и почвой то нельзя было назвать-везде был сплошной песок. Гуляли мы тогда по лесу близ поселка Партизанский, а возле бора стояли дома-дачи, огородники вовсю хозяйствовали на них, я тогда еще очень удивилась, что может расти в песке? Тогда все еще ходили в штанах типа клеш, я своими длинными штанинами собрала , наверное, целых пол-кило этого рассыпчатого добра! Потом пришлось долго вытряхивать все это богатство, чтобы не занести его в домик. Но так здесь жили люди с начала 19 века в избах, крытых соломой  в деревнях, зажатых песками. Летом если ветер, то поднималась песчаная буря, назойливый песок попадал в волосы, уши, глаза. А вот с другой стороны данная особенность местности позволяла сажать бахчевые культуры, выращивали здесь и арбузы и дыни. А еще и репу, и свеклу, и морковь, и редьку и капусту культивировали!

Читайте также:  О прихожанах Петропавловской церкви села Хабарное начала 20 века

Сажали также и рожь, и овес, с 30-х годов 19 века — картофель. Использовали соху, деревянную борозду, потом сабан. Жали серпами, молотили цепами, катками, незалдолго до революции у богачей появились железные плуги, бороны, косилки, веялки, молотилки. Тоже мне, богачи, скажете вы. Вот как меняется время, сейчас у богатства свои критерии!

Деревня часто горела, так как крыши были соломенные. В июне был сенокос, жили по нескольку дней под открытым небом, там же купались, ели, спали, питались сливной кашей, салом, айраном. Девушек отдавали замуж 16 лет, парней 17 и по воле родителей , а не по взаимному влечению. Если заработков не было, ходили к соседям Твердилову, Дементьеву, Племянникову. Зажиточные жили тем, что покупали скот в окрестных деревнях, забивали его, а потом продавали на базаре в Бузулуке. Вообще, близость Бузулука определила и занятие тримихайловцев -все они практически торговали.

О трансформации названий Сухая Речка, Тримихайловка, Яковлевка, Сухоречка

Итак, в момент своего образования два населенных пункта, находившиеся  вблизи друг от друга, носили имена Яковлевки и Тримихайловки. Но в какой-то момент Тримихайловку окрестили Сухой Речкой, и было это не в двадцатом веке еще, а в 19 ! Так в списке населенных мест Самарской губернии 1889 года в составе Покровской волости под номером 1599 числится село Тримихайловка (Сухая Речка) на реке Сухой Тростянке в 7 км от уездного города Бузулука, в ней 419  дворов,892  человека мужского пола, всего 3040 человек жителей, удобной земли 7322 десятин, неудобной 1010 десятин.  В селе урядник, церковь, школа , две водяные мельницы,  из занятий жителей указывается тканье кушаков.

Казалось, из такого малоинформативного документа как список населенных мест удалось узнать, что в Тримихайловке существовал народный промысел по изготовлению русских традиционных поясов.

В этом же списке под номером 1600 значится деревня Яковлевка на реке Сухой Тростянке в 7 километрах от Бузулука, в 167 километрах от Самары, дворов в деревне 398, мужского пола проживает 888 человек, обоего- 2670, десятин удобной земли 5175, неудобной 527.

Важной информацией в списке стало то, что во всех населенных пунктах жили православные, кроме Яковлевки, где были и раскольники.

На карте видно месторасположение Яковлевки относительно Тримихайловки

На карте видно месторасположение Яковлевки относительно Тримихайловки

До того, как Тримихайловка и Яковлевка вошли в состав Покровской волости, они были в Старотепловской волости. Так, в АИС Самары есть ревизские сказки по Старотепловской волости Бузулукского уезда Самарской губернии Тримихайловского сельского общества села Тримихайловки за 1859 год (фонд 150, опись 1, дело 163).

В конце 19 века Тримихайловка — бывшее государственное село, в котром проживают русские православные жители, дворов в нем 512, жителей 3609 человек, церковь, две школы — земская и церковно-приходская, две водяные мельницы, есть урядник.

Кстати, до революции лет пятнадцать урядником в селе был некто Вислогузов Михаил Яковлевич.

После революции Тримихайловка стала Сухоречкой, была создана Сухореченская волость, в которую также вошли две Тепловки, две Вязовки, Новоселки, Шахматовка, Елховка, Твердиловка, Березовка, Лоховка, Толмачевка, Воронцовка, Яковлевка, Тримихайловка и другие.

В 1928 году ликвидированы были губернии и созданы районы, появился Бузулукский район, советы. В 1929 году создан Сухореченский сельсовет и село стало называться Сухоречка. Яковлевка и Тримихайловка как населенные пункты трансформировались в Сухоречку, слившись воедино.

Важно также знать, что в 1925-1927 годах выходцы из Сухоречки основали хутора Ивановский, Дмитриевский, Николаевский, которые позже исчезли как неперспективные, возможно, кто-то ищет эту информацию.

Немного о церкви

Еще до того, как в Сухоречке построили церковь в 1827 году, в Яковлевке был каменный храм, а в Сухоречке деревянный. В Яковлевке верующих- 544 человека, в Тримихайловке 847. Но не стоит забывать, что в Яковлевке были и раскольники. В 1827 году в Сухоречке возведена каменная церковь, престол во имя иконы Казанской Божией матери в ней, в Пределе — Илья Пророк.

Важно также знать, что в церкви есть копии метрических книг с 1823 года, а также исповедные росписи.

О других этапах жизни в Сухоречке и фамилиях по населенному пункту

В своей работе учитель Богомолова Т. В. рассматривает разные этапы жизни села, мне же все это интересно с точки зрения встречающихся фамилий в населенном пункте. Кратко аннотирую ее работу, рассказывая вам о персоналиях, живших в Сухоречке в разное время.

В 1917 году в селе были коммунисты Побежимов М. О, Назаров И. С.

Когда к власти пришли Советы, власть возглавили Осипов Н. С, Добрынин Семён, Овинов Илья, Назаров В. Е., Минахин (инициалы неизвестны), Ряшенцев Григорий, Копцев А. Е.

Читайте также:  Откуда есть пошли хутора Бережной и другие малые населенные пункты, когда-то располагавшиеся недалеко от города Орска

Из рассказа про восстание Чехословацкого корпуса мы узнаем, что проживали в селе поп Орловский, белый офицер Щеповских В. С., бывший старшина Мячин Трофим, староста Шматов Афанасий, писарь Струков В. М. Все они были на стороне контрреволюции.

В результате карательных мер в то время расстреляны в селе Коршиков И. и Кузнецов Я. Среди героев сопротивления были Колесников В. В., Анпилов Герасим.

В ряды же Красной Армии вступили среди прочих Степан Щербовских, Илья Ряшенцев, Илья Ожерельев.

О колхозах и людях

В 30-м году созданы колхоз имени Ворошилова, колхоз имени Ленина, в 1931 году имени  Молотова. В ноябре 1932 года из колхоза имени Молотова выделили колхоз имени 13 лет Октября. Ветераном этого колхоза стал в дальнейшем А. М. Аносов. В 1931 году появилась Шахматовская МТС и первые тракторы. История сохранила фамилии трактористов — Назаров Ф. С., Ненашев.

В 1933 году начались репрессии.  Были исключены из колхоза 13 лет Октября  Горбачёв К. Н., Горбачёв Митрофан, Горбачёв Иван, Щиповских Василий, Румянцев Павел, Кобаргин В. Из колхоза имени Ленина исключили Литвинова И., Коршикова И.

На районный слет колхозников отправились в 1931 году от колхоза 13 лет Октября Литвинова Е., Добрынина Е., а от колхоза имени Ленина — Тарасова А. Толмачёва А.

Благодаря секретарю комсомольской ячейки Титоренко Иосифу, ездившего в Москву к Крупской, в селе была создана библиотека.

В 1937 году новая волна репрессий. Расстреляны Чариков И. И. 1881 года, Никитин М. С., Кривопёрстов В. С. 1895 года, Иноземцев И. Ф., Скворцов Г. П.

8 июля 1957 года колхоз имени Молотова переименовали в имени Мичурина, а в 1958 году произошло укрупнение колхозов, в результате которого слились воедино колхозы имени Мичурина, имени Ленина, 13 лет Октября.

Война и послевоенное время

Во время Великой Отечественной работать в колхозе пришлось женщинам. Среди них можно назвать Ряшенцеву А., Кабаргину М. Возглавлял хозяйство  имени Ленина в те годы Скоробогатов А. Ф. Во главе женского тракторного отряда стояла Ненашева Надежда Ивановна, приехавшая в эти края до войны, в отряд также входили Филатова Н. М., Ненашева К. П., Шмотова А. Т., Ненашева А. М.

Среди участников войны, награжденных медалями и орденами, Героев автор работы выделяет Асеева Федора Константиновича, Корчагина В. И., Колесникова П. И., Близнецова Алексея Сергеевича 1924 года рождения, Корчагина В. И. 1916 года, Ожерельева И. И., Клименко Михаила Гавриловича.

В работе Богомоловой есть фото семьи Каширских, изображенных возле дома, но информации по ним нет.

Из работников и выпускников школы назову следующих людей:

Директоры : среди тех, кто возглавлял школу в разное время, были Назаров Николай Алексеевич, Лагутин Василий Алексеевич, его жена Лагутина Елена Михайловна, Богомолова Татьяна Викторовна, Ненашев Сергей Иванович.

Учителя и завучи: Щербаков Василий Иванович,Побежимова Валентина Васильевна, Федорова Антонина Николаевна, Литвинова Вера Ивановна,Кривощапова Любовь Алексеевна, Муромова Татьяна Валентиновна, Щербатов Виктор Алексеевич, Худяков Алексей Викторович, Дергачева Лидия Семеновна, Худякова Антонина Алексеевна, Куприянова Людмила Ивановна, Мочалкина Ирина Александровна.

Выпускники школы: Анпилов Сергей Михайлович, Щекочихин Николай Алексеевич, Леженин Алексей Александрович, Шахов Андрей Геннадьевич, а также Жалыбин, Горбачев, Худяков и многие другие.

Итак, исходя из перечисленных мной персоналий, можно сказать, что среди сухореченцев проживали и проживают потомки первопоселенцев Кузнецовы, а также Богомоловы, Худяковы, Жалыбины, Ожерельевы, Ненашевы, Назаровы, Федоровы, Лагутины, Кривощаповы, Каширские, Побежимовы, Щербаковы, Муромовы, Куприяновы, Иноземцевы, Щербатовы, Дергачевы, Литвиновы, Мочалкины, Корчагины, Горбачевы, Асеевы, Колесниковы, Кабаргины, Ряшенцевы, Скоробогатовы, Шмотовы, Филатовы, Близнецовы  и другие.

С полной версией работы Богомоловой Т. В. можно ознакомиться здесь http://sch40.oobz.ru/sites/default/files/docs/10/pic/muzey_istoriya_sela.pdf

Помимо всех вышеперечисленных фамилий в селе жили и Алдабаевы, например.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить основные моменты статьи:

  • ищем метрики начиная с 1808 по 1917 год по Тримихайловке и Яковлевке отдельно,
  • знаем, что в церкви во имя Иконы Казанской Божьей матери есть копии метрических книг с 1823 года,
  • в электронном архиве АИС Самары (вход через госуслуги) есть ревизские сказки за 1859 год по селу Тримихайловке,
  • в разное время Тримихайловка и Яковлевка относились то к Старотепловской, то к Покровской, то к Сухореченской волости, это надо учитывать,
  • ищем, есть ли ваши фамилии в списках первопоселенцев, либо в самых ранних метриках, определяем, откуда прибыли первопоселенцы,
  • учитываем факт, что в Яковлевке были и староверы, поэтому их метрик может не быть в архивах.

Пожалуй, все. Удачных поисков.