Воронежские, тамбовские и иные корни населенного пункта с тюркским названием

Есть в Зианчуринском районе Башкирии небольшой населенный пункт — Нижняя Акберда. Красивейшее место на земле. И я была здесь (вернее рядом) проездом. Налюбоваться, конечно, вдоволь на горы-горки да леса дремучие не удалось, но краем глаза всю эту красотищу зацепила и в душе своей сберегла. Если ехать из Оренбургской области через Гайский городской округ, потом  Акъяр, далее на Исянгулово через Кугарчи, то по левую сторону от Ямашлинского водохранилища где- то там в долах за Уральскими горами прячется сельцо на речушке Акберде.

20140705_164233

По дороге от Исянгулово на Кугарчи. Стоит указатель на Кувандык и Абзаново

20140705_164722

Кугарчи Зианчуринский район

Кугарчи Зианчуринский район

20140705_164614

Такие вот виды открываются

Дорога на Зилаир

Дорога на Зилаир

Как многие населенные пункты Оренбуржья, Казахстана, Сибири, возник этот стройный ряд домов меж гор после отмены крепостного права в России, когда освобожденные от личной зависимости крестьяне получили возможность приобретать земли через Крестьянский поземельный банк. А так как запад страны и центр были густонаселены, то землицы благодатной всем не хватало, а на восточных окраинах была она, только купи, а там паши и сей.

Признаюсь, без книги о родном селе Антониды  Дмитриевны Бердниковой, собравшей воспоминания сельчан, мне трудно было бы искать информацию. Она стала отправной точкой, взяв за основу воспоминания некоторых жителей, я начала поиски.

Некоторые считают, что Акберда появилась в этих краях сразу же после реформы в 60-е годы 19 века, другие утверждают, что только в конце его. Я обратилась сначала к «Списку населенных мест Оренбургской губернии  по сведениям 1866 года». В данном справочнике нет ни Нижней Акберды, ни хутора Нижне-Акбердинский, ни даже хутора Долгий. Это означает лишь то, что в 1866 году населенного пункта еще и в помине не было в Орском уезде Оренбургской губернии. Но уже в списке населенных мест 1901 года в составе  Оренбургской губернии Орского уезда 1-ой Усерганской волости значится хутор Нижне-Акбердинский. На тот момент в нем насчитывалось 40 дворов, население составляло  266 человек. Располагался хутор на речке Акберде в  двухстах километрах от  уездного города Орска.

Так когда же все -таки возникло небольшое поселение русских рядом со старинными башкирскими деревнями -селами?

Прочитала в книге про Акберду, что первопоселенцами были пять семей из Воронежской губернии в том числе и Галяткины. Решила проверить по общедоступным базам, были ли у Галяткиных воронежские корни. Действительно, такая фамилия встречалась в 40-е годы 20 века в Воронежской области. Это современный Лискинский  и Каширский районы. Тогда же Давыдовский район  (сейчас Лискинский)  и Лево-Россошанский (сейчас Каширский). До революции данные земли относились к Коротоякскому  уезду Воронежской губернии. Предположительно, переселенцы прибыли оттуда. Почему предположительно?

Дело в том, что не имея в руках документов, я не берусь сказать точно, что это так и есть, ведь я опиралась на базы данных архива Минобороны, а нужны метрические книги и списки переселенцев из  Воронежской губернии в Оренбургскую. Где их взять, напишу чуть ниже. А сейчас вновь вернусь ко времени возникновения хутора. Принимая во внимание тот факт, что переселялись люди поколения моих прапрабабки прапрадеда, то родились они где-то в 60-е -80 — е годы 19 века, в 80-е -в конце 90-х годов  они уже были совершеннолетними и могли создавать семьи.  Почему такой разброс в двадцать лет? Я сужу, например, по своим предкам: моя прабабка родилась в 1901 году, ее отец в 1860-м, а мать в 1965-м, но вплоть до 1899 года у них рождались и умирали дети, поэтому возраст приехавших в Орский уезд Галяткиных мог быть таким же, как у моих прапрадеда и прапрабабки, но они могли родиться в 80-е, а приехали в Оренбуржье уже в конце 19 века.Так произошло и с поселенцами Моисеем и Аксиньей Галяткиными. Уже здесь, в башкирской глуши рождались их дети. Дочь Евдокия появилась на свет в 1908 году.  То есть я предполагаю, что  время  основания хутора -это 80-е годы 19 века, либо конец  90-х годов 19 века, но никак не 60-е . Количество дворов -40  в списке населенных мест Оренбургской губернии 1901 года говорит нам о том, что хутор  мог появиться  как в конце 90-х,  так и несколько раньше. Он мог возникнуть в 80-е и медленно расти, а мог быстро застраиваться за счет переселенцев уже в 90-е годы. А вот в «Алфавитном списке населенных мест Оренбургской губернии, составленном по сведениям всесоюзной переписи населения 1917 года» количество дворов в поселении равняется 69. То есть за 16 лет хутор разросся, пополнившись 29 дворами. Также в справочнике указано, что население хутора -великороссы, количество жителей на тот момент — 499 человек. Сама деревенька тогда называлась хутор Ново-Акбердинский.

Читайте также:  О белых пятнах в генеалогическом поиске

Точное же время основания помогут установить лишь метрические книги

Каким образом?

Дело в том, что в метриках того времени писалось, жителем какого населенного пункта были родители новорожденного, поручители со стороны жениха и невесты и так далее. Первая метрическая запись, сделанная о жителе Нижне-Акбердинского, будь то рождение, венчание, смерть, поможет установить и появление населенного пункта. Метрики велись так: каждый год писалась новая книга. В первой графе указывался год, потом имя , в третьей графе родители (если это рождение). Писалась информация — какого уезда какой губернии крестьяне, жители какого населенного пункта. В последней графе — воспреемники, то есть крестные. Первоначально бегло смотрим третью графу, ищем записи по Нижней Акберде  сначала с девяностых годов позапрошлого века, а потом за начало  80-х. Как только записи перестанут попадаться, значит населенного пункта тогда и в помине не было.

А где найти эти метрики по Нижней Акберде?

Дело в том, что в маленьком селеньице своей церкви не было, а рядом все сплошь башкирские населенные пункты. Но ведь должны были люди где-то венчаться, регистрировать смерть, рождение. Поэтому я предположила, что нижнеакбердинцы могли быть прихожанами какой-то из церквей на территории современного Саракташского района. Сейчас храмы есть в Андреевке, Петровском, Спасском. А вот куда ходили причащаться, исповедоваться, креститься нижнеакбердинцы, пока точно не известно.

Было бы , конечно, просто. Обратился в оренбургский архив с просьбой, мол, дайте метрические книги Нижней Акберды. Но метрики велись не по каждому конкретному населенному пункту, а по приходу, а в приходе было несколько сел, деревень, хуторов. Надо сначала все-таки выяснить, к приходу какой церкви мог относится Нижне-Акбердинский.

К Спасской церкви села Петровское? Вот и в воспоминаниях жителя Михаила Заруцкого сказано, что тесно связаны были Акберда и Петровское, потому что ребятня после своей школы постигала дальнейшие знания в Петровском. Но я нашла сведения о том, какие населенные пункты относились к приходу Спасской церкви в 1904 году.

Приход Спасской церкви села Петровское

Это деревня Марьино, хутор Рудненский, село Петровское, хутор Дмитриевский, Богословский хутор, хутор Михайловский, хутор Ивановский, деревня  Богодаровка, деревня Богородская, хутор Екатериновский, хутор Николаевский, хутор Нижне-Белегушинский, хутор Камбулин, деревня Андреевка, хутор Каировский, хутор Покровский, хутор Ново-Сакмарский.

Получается, что Нижняя Акберда не относилась к Спасской церкви села Петровское. Как быть? В данном случае следует искать еще ближайшие населенные пункты с православными храмами. В Андреевке церковь появилась лишь в начале 20 века, поэтому в 80-е годы хуторяне ходили в другое божественное заведение. Вот, например, Спасское (ранее Мансурово). В селении была церковь Спаса Нерукотворного и нижнеакбердинцы вполне могли быть ее прихожанами. Как проверить? Нужно поехать в читальный зал архива, затребовать метрические книги этой церкви за конец 70-х-начало 80-х годов (за время предположительного образования) и постранично пролистывая дела год за годом, искать записи о родившихся, сочетавшихся браком , умерших по населенному пункту. Либо затребовать клировые ведомости данной церкви и других близлежащих русских селений, где храм был, в них как раз и будет указано, какие деревни, хутора, села относились к приходу того или иного храма.

Приход церкви Спаса Нерукотворного Спасского Мансурово тож

Вот нашла информацию, что к приходу данной церкви относились такие населенные пункты как Спасское само, потом Поляковка, Холмогоры, хутор Матвеевский, Новопокровский, Старобильский, Верхне-Аскаровский и Нижне-Аскаровский, Одоевский, Старосельский, Березовый куст. Это сведения на 1893 год.

Нижней Акберды и здесь нет.

Ищем еще близлежащие православные храмы в округе. Это церковь Сергия Радонежского в селе Исянгулово.  Если же Акберда не подчинялась исянгуловскому храму, то рекомендую тщательно изучить близлежащие населенные пункты по вопросу наличия-отсутствия в них православного храма и делать запросы либо в Оренбург, либо в Уфу.

Потом есть еще храм Табынской иконы Божией Матери в селе Арсеново, также не нужно исключать и эту церковь.

То есть делаем так: звоним или пишем в Оренбургский архив, просим посмотреть клировые ведомости вышеназванных церквей, чтобы выяcнить, к приходу какой церкви относилась Нижняя Акберда, потом в случае положительного результата ищем метрики, чтобы выяснить год основания хутора.

Места выхода первопоселенцев Нижней Акберды

Откуда поселенцы Акберды? Как я уже писала, первые семьи, укоренившиеся на новом месте, имели воронежские корни. Первоначально они прибыли на место ныне исчезнувшего населенного пункта Киргизбаево ( действительно, был такой, он даже в списке населенных мест 1917 года указан),перезимовали там в землянках, а потом купили земли в нижнем течении Акберды. А так как в верховьях речки уже был населенный пункт с аналогичным названием, то прозвали свой хутор жители Нижне-Акбердинским, а речку ласково Акбердинкой. Но вот что интересно, согласно сведениям 1917 года, в Киргиз-Баево проживали татары, а не башкиры, а внучка Галяткиной Евдокии Моисеевны говорит, что приютили их башкиры. Об этом нюансе я напишу в продолжении статьи.

Читайте также:  Ревизская сказка 1719 года крестьян и дворовых людей стольника Луки Панкратьевича Нечаева, проживавших в Старом Кряжиме

Опять же, используя данные книги Антониды Бердниковой, я выяснила, что в деревне в разное время проживали люди с фамилией Барановы, Заруцкие, Родионовы, Кузьминовы, Горностаевы, Жильниковы, Закомолдины, Марюшкины, Слащинины, Артемовы, Тупицыны, Паршиковы, Шалыгины, Есины, Седовы, Шулеповы, Барсуковы, Фроловы, Логачевы, Мамоновы и другие.

Используя свой метод географии распространения фамилии, я обнаружила, что Закомолдины, например, встречались в таких населенных пунктах как Новобогодаровка Саракташского района (ныне урочище),Надеждинка также Саракташского района, Степановка также данного территориального образования, а также Поляковка, были они и в Вишневом Желтинского сельсовета бывшего Зиянчуринского района Чкаловской области. Это все территории, так или иначе граничащие с землями Зианчуринского района Башкортостана.

Потом Жильниковы. Они проживали в Богодаровке , Михайловке Саракташского района, в Михайловке  и Григорьевке Тюльганского района (бывший Екатериновский район), а также в Зианчуринском районе Башкирии в Юлдыбаевском сельсовете. Опять же все эти территории -пограничные с соседней республикой.

Изучая базы данных Мемориала, я часто встречала упоминание о Жильниковых и Закомолдиных, уроженцах Тамбовской области Кирсановского района села Кобяки. Название Кобяки показалось до боли знакомым. Потом вспомнила, что хутор Богородский  Саракташского района, ныне урочище,  в списке населенных мест указан  как Кебяки, а история названия гласит, что связано оно с прежним местом жительства первопоселенцев. Так как Богородский  находился рядом с Богодаровкой и Новобогодаровкой, то и основали населенные пункты тамбовчане соответственно, прозвав один из хуторов своей родиной Кобяки (Кебяки -уже исковерканное название).  Кобяки -населенный пункт в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. У Жильниковых и Закомолдиных тамбовские корни,  и это факт. А как жители Новобогодаровки связаны с Нижней Акбердой,  я судить не берусь. Предположу лишь, что во времена массовых переселений кто-то из носителей фамилий осел на землях современного Саракташского района, кто-то же подселился уже к воронежцам на речку Акберду.

Еще важное замечание: Закомолдиных я встретила очень много в Тамбовской области, а вот Жильниковых и в Тамбовской и в Воронежской полно. Утверждать, что саракташские Закомолдины и Жильниковы — родственники, я не берусь, здесь опять же помогут только метрики.

Вот, например, согласно именному списку потерь на фронтах в личном составе РККА за время гражданской войны Воронежской губернии, проживали Жильниковы, много их и в базе данных архива Минобороны.

Слащинины встретились мне также в Новобогодаровке, Поляковке и Саперке Саракташского района. Жили они и в бывшей Марьевке этого же муниципального образования (возле Андреевки).

Горностаевы вообще фамилия распространенная. Есть упоминание о жителях с такой фамилией в деревне Кирпы Ковыловского сельсовета Саракташского района. Жили Горностаевы и в Поляковке и в самом Саракташе.

Кузьминовы —тоже распространенная фамилия. По воспоминаниям потомков прибывших в Акберду место их выхода было Оренбуржье. Посмотрела по базам и нашла, что большей частью носители фамилии проживали на западе области: это Грачевский район село Якут, Курманаевский район Родионовка, Тоцкое Тоцкого района, Ново-Власовский сельсовет бывшего Ивановского района (сейчас Красногвардейский). Жили Кузьминовы и в Чумазе и в Ивано -Кувалате Зианчуринского района.

А в Оренбуржье Кузьминовы тоже, скорее всего, прибыли с воронежских земель. Так в списке потерь РККА Воронежской губернии есть упоминание о Кузьминове Митрофане Григорьевиче, уроженце Воронежского уезда Шукальской волости.

Важно! У меня в «Одноклассниках» есть группа «Составляем родословную«, одной из ее участниц является Татьяна Щеблыкина из города Белгород. У нее имеются метрические книги Спасской церкви села Петровское по тем населенным пунктам, которые относились к ее приходу за 1904, 1905,1907-1911 годы, 1913 и 1914 годы. Татьяна готова предоставить метрики всем, кто заинтересуется, конечно, не бесплатно, так как сама выкупила их у ГАОО. Я думаю, что потомкам Слащининых это будет интересно, Жильниковых, Закомолдиных. Как раз и выяснится информация, есть ли родственные связи между новобогодаровскими жителями и нижнеакбердинцами. Метрические книги имеются за начало 20 века, что немаловажно, так как многие ныне живущие еще помнят, как звали их бабушек, дедушек, тетушек.

Горностаевы могут обратиться в архив Оренбургской области за метриками села Спасское по Поляковке. Слащинины найдут свои метрики также в книгах церкви села Спасское.

Среди воронежцев обнаружила также Чуфистовых, Есиных, Мамоновых. Есины — уроженцы Валуйского уезда Воронежской губернии, Мамоновы — Павловского.

О дальнейших вариантах поиска сведений про Нижнюю Акберду читайте в продолжении статьи.