В процессе поиска своих предков удалось много раз побывать в архиве города Пензы, делать тематические запросы в архив города Саратова. Также были поездки в села, деревни, где родились мои предки. А их у меня из-за того, что предки любили перемещаться из одного населенного пункта в другой, достаточно много. В 2010 году я побывала в Лопатино Городищенского района, в 2019 году в селах Махалино и Кряжим Кузнецкого района Пензенской области. Долгое время я хотела попасть в брошенную деревню Соляновку Сосновоборского района Пензенской области, где родилась моя мама в 1954 году, откуда она вместе с сестрой, матерью и отцом (моими тетей, бабушкой и дедом) переехали в 1956 году в город Орск Оренбургской области.
И наконец-то в июне 2022 года поездка состоялась! Также параллельно я посещала рядом расположенные села Лопуховку Никольского района Пензенской области и Базарную Кеньшу также Никольского района, но об этом мой рассказ позже. Теперь поговорим о Соляновке.
Совсем еще девчонкой, я даже не ходила в школу, вместе с мамой, уже своей сестрой, дедом и бабушкой мы ездили в Соляновку на машине «Нива» сначала на родину бабушки в Лопатино Городищенского района, потом в Соляновку, заезжали и в Лопуховку Никольского района на родину деда. Я же, несмотря на свой совсем юный возраст, помню до сих пор детали наших путешествий.
Вот рано утром 26 июня 2022 года мы вместе с двоюродным братом мамы Калашниковым Александром Сергеевичем выезжаем из Никольска, держа курс на Соляновку. Едем по дороге на Сосновоборск.
Минуем Кряжимское и сворачиваем на грунтовку, по которой пять километров — и Соляновка! И тут в памяти моей встает эта же самая дорога, только та, сорокалетней давности. Дорога моего детства.
Только тогда она вела в деревню, которая существовала, в ней жили, в домах кипела жизнь, спешилась работа, мычали коровы и гоготали гуси. Теперь этого ничего нет.
Деревня Соляновка снята с учетных данных как нежилая в 2010 году. Она навсегда исчезла с карт Сосновоборского района.
Основана помещиком в первой половине 19 века. Перед отменой крепостного права числилась за помещиком Михаилом Александровичем Литвиновым, впрочем как и Лопуховка, родом из которой мой дед Калашников Михаил Александрович.
Церкви в Соляновке не было. Жители деревни были прихожанами храма села Лопуховки. Это на заметку тем, кто решит вдруг заниматься родословием своей семьи. Чтобы узнать подробности о рождении, венчании, смерти своих предков, проживавших в Соляновке до революции, нужно смотреть метрические записи церкви села Лопуховки в архиве города Пензы.
А теперь о настоящем. Пробираемся мы тихонько по старой, но не заросшей грунтовке. Эти места пользуются спросом у местных жителей: здесь в сезон ягод машин столько проезжает, что не зарастает дорожка к брошенной деревне. Как раз когда мы там были с утречка, попалась семейная пара на «Ниве», сноровисто обрывающая кусты клубники у придорожного соснового лесочка.
Проехали дальше. Александр Сергеевич показал нам место, где стоял дом Калашниковых. Там только заросли и остались. В них — электрический еле различимый столб, а рядом — обвалившийся колодезный сруб. Все, что осталось от дома, в котором два детских года провела моя мама, ныне уже покойная, от двора, лавочки возле забора, от прошлой неповторимой жизни. Брат мамы вспоминает: «Как только дядя Миша (мой дед.- прим. авт.) приезжал на машине, ставил вот сюда ее у этого колодца и говорил: «На, мой!» И я мыл, мыл эту машину от дорожной пыли. Вот возле этого самого колодца. А какая вода была вкусная в нем!»
Место, где стоял дом Калашниковых
Тот самый колодец возле дома
Цель моего приезда — не только увидеть разруху когда-то процветающей деревни, но и посетить кладбище, отдать дань памяти моим предкам, поклониться их праху.
Здесь похоронена моя прабабка Калашникова Варвара Пахомовна — мать моего деда.
Продвигаемся к кладбищу. Надо пройти дамбу и двигаться параллельно лесу к просеке, по которой мы попадем на кладбище. Оно находится в лесу. Идем по дамбе, а Александр Сергеевич вспоминает, как они с удовольствием купались в Соляновском пруду, сетует на то, что здесь сейчас все заросло, к воде и не подступиться. А когда-то по другую сторону дамбы были бани. Одна баня на несколько семей. С охотой и удовольствием там мылись и парились.
Соляновский пруд
Вечные жители брошенной деревни
Оставляем справа деревню и углубляемся в лес.
Идем по просеке к кладбищу
Так двигаемся некоторое время и слева вдруг замечаем кладбище. Оно без ограды, а меж вековых сосен разбросаны могилки старые и совсем свежие. Есть даже захоронения 2017 года, хотя деревня официально признана утраченной еще в 2010 году, а развалилась она еще раньше. И такое умиротворение охватило меня. Тишина, покой, насыщенный озоном лесной воздух . Вдалеке от мирской суеты лежат они, наши предки. И ни проблемы, ни перипетии жизни здесь их, в этом сосновом лесу не достанут, не потревожат. Спят тихонько средь векового леса давшие жизнь нашим бабушкам, дедам, матерям наши пращуры. А мы к ним только придем тихонько и молча склоним голову в знак уважения и памяти.
Могила прабабушки Калашниковой Варвары Пахомовны.
Вместе с ней захоронены ее внуки — два младенца Валерий и Геннадий, братья Александра Сергеевича. Только вот похоронены они значительно раньше своей бабки, а та уже к ним пришла в назначенное время.
Могила ее тетки Евдокии Захаровны Романычевой — сестры отца.
Безымянная могила
В ней, по словам Александра Калашникова, похоронена золовка Варвары Пахомовны — сестра ее мужа Александра Павловича Калашникова — Татьяна Павловна Калашникова, в замужестве Крупнова.
Здесь же, в лесу, остались навечно бабушка и дед Александра Сергеевича — Чекаевы Елизавета и Герасим Максимович (1900-1953). На кладбище похоронен сосед Калашниковых, убитый в рядах Советской армии. И спит он теперь под соснами. И самое отрадное то, что заброшенная деревня не совсем заброшена. Могилы предков ухожены, сюда едут на родительское, в другие дни тоже. Дорога не зарастает в деревню не только из-за грибников и собирателей ягод.
Но настала пора прощаться. Перекрестившись, покидаем приют усопших.
Александр Сергеевич рассказывает, как в молодости они после клуба ходили мимо кладбища на Подлыски, где собиралась молодежь. А находились они дальше по той дороге, по которой мы шли. Рядом с Подлысками — Лысая Гора. Наверное, она раньше была не заросшая лесом, отсюда и название. А Подлыски — это место под Лысой Горой соответственно.
Пытаюсь представить, как здесь было раньше, но в памяти встают только редкие фотографии из семейного архива.
Летом этого года нашла еще несколько в архиве Людмилы Демидовой, урожденной Калашниковой, двоюродной сестры мамы и родной сестры Александра, нашего родственника и гида.
На строительстве клуба
Всей деревней строят клуб
Деревня Соляновка и ее жители
Слева направо:тетя Таня, дед Михаил Калашников, его брат Сергей и моя мать Нина Михайловна.
Орчане в гостях в Соляновке
Еще деревенские жители
Две снохи Калашниковой Варвары — Зинаида Герасимовна — жена Сергея и моя бабушка Мария Васильевна — жена Михаила
Орчане в гостях у Калашниковых из Соляновки
Возвращаясь с кладбища, задерживаемся вновь по ту сторону пруда, где жили Калашниковы.
Деревня располагалась как бы кругом — вокруг пруда. Наши жили по ту строну озера, а вот бабушка Александра Сергеевича уже по другую сторону (Чекаевы обосновались ближе к кладбищу). Здесь же находился дом Шелудановых. Они были зажиточными в деревне. А рядом с домом этой семьи — клуб. Далее по дороге на Серман — начальная школа, которой уже давно нет. От нее вообще ничего не осталось. А вот от домиков, в которых проживали жители деревни, еще кое-что сохранилось.
До сих пор стоит домик Горюшовых. Зашли в него, пофотографировали…
Стоит одинокий, зияя пустыми глазницами окон. На входе висят печальные обрывки марли, которую вешали, чтобы защитить дом от мух, а на пороге резиновые калоши. Валяются, брошенные…
Дом Горюшовых
Сени в доме
Горница
Рядом обнаружили каменный подвал. В них хранили всякий домашний скарб, утварь, инвентарь.
Осмотрев окрестности и погоревав об ушедшем, вспомнив предков и почтив их память, набираем за час небольшое ведерко клубники и уезжаем в Лопуховку, о посещении которой я расскажу в следующей статье.