Доброго времени суток, уважаемые читатели! Продолжаю знакомить вас с серией ревизских сказок по селам Старый Кряжим (Покровское) и Новый Кряжим (Козмодемьянское), относившихся в разные временные периоды к Узинскому стану Пензенского уезда, потом к Кузнецкой десятне Саратовского наместничества, позже к Кузнецкому уезду Саратовской губернии.
Ныне это села Махалино и Кряжим Кузнецкого района Пензенской области. Прежде мной уже опубликованы ревизии 1850, 1816, 1835, 1795 годов. Имеется также ревизия 1748 года и исповедка 1783 года. Наконец-то благодаря общим усилиям всех трех исследователей, имеющих общие корни в этих селах (Торопцева Н. П., Одиноков В. А. и Некрасова Е. А.), удалось найти и первые ревизские сказки по данным населенным пунктам, которые хранятся в РГАДА в Москве.
По Селу Козмодемьянскому (Новому Кряжиму) нашлось две ревизских сказки — духовного сословия и крепостных крестьян помещика Ивана Петровича Шереметьева.
В данной статье я опубликую сказку представителей духовного сословия, проживавших в селе в 1719 году.
Итак, начну.
Так указывали год. Буква Пси в данном случае обозначала цифру 700.
719 года апреля в поименном великого государя царя и великого князя Всея Великая и Малая, и Белая России самодержца указе, каков состоялся в Санкт-Петербурге в Сенате генваря 22 дня сего 1719 года, Пензенского уезду Узинского стану вотчины Ивана Петровича Шереметьева сельца Козмодемьянского Кряжим тож староста Лазырь Ефимов и рядовые крестьяне Дорофей Клементьев, Степан Иванов да переведенные палатой вотчины села Малого Барышка в том сельце староста Иван Васильев да рядовые Нефед? Васильев, Фадей Максимов, выслушав именной его царского величества указ, под страхом смерти сказали в вышеписанном сельце сверх прежней сказки, которая подана в Пензенскую канцелярию в прошлом 1718 году, о душах мужеска пола приказчиков и прочих подданных дворовых людей никого нет. Да в том же сельце у попа Ивана Никифорова да у бывшего местного попа Никифора Степанова детей нет. Да пономарь Мосей Никифоров тридцати семи лет, а других у них попов и пономаря детей нет, и церковных причетников никого нет.
А еже буде мы все в сказке сказанной кого против оного именного его царского величества указу мужеска полу людей утаили, и за то указом Великий государь учинив нам по своему Великого государя указу повелено чинить за утаянных при взятии прежних сказок о душах мужеска полу.Да в той сказке села Покровского дьячок Иван Федотов вместо старосты Лазыря Ефимова со товарищи .
В вышеписанном сельце поп Иван Никифоров пятидесяти лет показаны писаны в сей в сказке.
Бывший местный поп Никифор Степанов осьмидесяти лет по их веленью руку приложил.
Итак, согласно первой ревизской сказке в селе Новый Кряжим проживали люди духовного сословия. То есть к 1719 году это было уже большое село со своей церковью (в деревне церкви не было).
Во времена правления Петра Первого при церкви во имя святых Козмы и Дамиана в селе состояли поп Иван Никифоров пятидесяти лет, бывший поп Никифор Степанов восьмидесяти лет и пономарь Мосей Никифоров тридцати семи лет. Церковных причетников и других попов не имелось.
Также следует отметить, что в первой ревизской сказке лица женского пола не учитывались. Ревизская сказка утверждает, что детей у духовников вышеназванных не было. А вот были ли у них жены, мы не знаем наверняка.
По имеющейся другой ревизии крепостных крестьян помещика Ивана Петровича Шереметьева за 1719 год удалось установить, что в сельце Козмодемьянском Кряжим тож было к тому времени уже 123 двора.
В дальнейшем данный документ тоже будет прочитан, расшифрован и опубликован.
Также, я считаю, удалось установить место, откуда в Новый Кряжим была переведена часть крестьян из другого населенного пункта ( я считаю, что он принадлежал матери Ивана Петровича, об этом читайте ниже).
В 1748 году (вторая ревизия) крестьяне в Козмодемьянском принадлежали Сергею и Ивану Васильевичам Шереметьевым, которые достались им от их бездетного дяди Ивана Петровича Шереметьева, владевшего крестьянами в селе во времена первой ревизии.
Из Википедии: Иван Петрович Шереметев (10 (20) января 1689―26 ноября (7 декабря ) 1735) — российский политический деятель времён Петра Первого.
Был женат на Федосье Андреевне, но потомства не оставил.
Откуда в Махалино взялась Барыска?
Козмодемьянское (Новый Кряжим) в 1938 году было переименовано в Махалино в честь Героя Советского Союза Алексея Ефимовича Махалина, родившегося в населенном пункте.
Легенды из поколения в поколение передавали, что в современном Махалино (ранее Козмодемьянском, Новом Кряжиме) имелись Барысская и Болохонская стороны. Я об этом уже однажды писала. Про Болохонку мне еще предстоит написать. Сегодня поговорим о Барыске.
Произношение «Барыска» — это трансформация при употреблении в речи слова «Барыш», которое произносили в сочетании со словом сторона сначала как «Барышская», но произношение давалось трудно за счет сочетания двух согласных «ш» и «с», в дальнейшем труднопроизносимое «ш» все-таки выпало, в результате чего остался только согласный «с», получилось такое звучание: «Барыская сторона», а потом и вовсе при усечении основы и утраты звука «я» осталась только «Барыска».
Откуда в Махалино взялся этот Барыш — Барыска?
В документе есть фраза «да переведенные палатой из вотчины села Малого Барышка…».
Я считаю, что именно данный документ и раскрывает нам тайну появления в Махалино Барыски (как говорится, из документа — в данном случае ревизии 1719 года — слов не выкинешь). Населенный пункт Малый Барышок мы нашли на карте Сурского района Ульяновской области (ранее Карсунский уезд Симбирской губернии). Я считаю, что именно из села Малого Барышка Симбирского наместничества была переведена часть крестьян в Козмодемьянское Кряжим тож. Место, где поселились выходцы из Симбирского Малого Барышка, прозвали по аналогии со старым местом жительства.
В списке населенных мест Симбирской губернии в Карсунском уезде значится село Малый Барышок, в нем уже 105 дворов и одна православная церковь. Сельцо владельческое.
Но это век 19-ый. А вот в 18 веке данный населенный пункт существовал? Могли оттуда быть переведены некоторые крестьяне в Козмодемьянское Кряжим тож тогда, в 1719 году, в Узинский стан Пензенского уезда?
Я нашла карту 1792 года Симбирского наместничества из атласа Горного училища, где имеется обозначение села Малый Барыш, и церковь там тоже была.
То есть, более чем вероятно, что уже в начале 18 века этот населенный пункт существовал, и крестьяне в Новый Кряжим были переведены именно оттуда.
Правда, помещиков Шереметьевых мы в списках дворянских родов Симбирской губернии не нашли, но в этом же перечне, например, есть помещики Матюшкины (мать Ивана Петровича- Татьяна Афонасьевна урожденная Матюшкина).
До сих пор, даже при наличии первой ревизии, не удалось обнаружить, откуда были переведены Шереметьевыми наши непосредственные предки. Но в РГАДА есть в фондах еще ландрацкие книги 1711 года. Переписи 1678 года пока не обнаружено. Как говорится, будем искать!
Анонсирую выкладку материала по помещичьим крестьянам Козмодемьянского 1719 года. На этом пока статью завершаю.