«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название»,-так писал в своем произведении «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин, известный советский автор.
Почему я вспомнила эти строки? Потому, что они могут быть применимы и к нашим деревням, селам и поселкам, которые постигла та же участь, что и хрестоматийную Матеру при строительстве Ириклинской ГЭС.
И опять строки из произведения: «Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад задумал поселиться на этом острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать…»
В нашей степной зоне на берегу Урала также возникли такие села как Малятино, Никольск, Осетинка, Севастополь, Горный Ерик, аул Шубартау, Зубочистка, Софинка, Орловка. Жили люди, работали, пасли скот, сажали хлеб, здесь с населенными пунктами возникали как следствие, их погосты. И вот в одночасье жители населенных пунктов, которые попадали в зону подтопления в связи со строительством гидроэлектростанции, должны были срочно покинуть обжитые места и переселятся из привычных домов, бросить на произвол судьбы все то, что было нажито непосильным трудом.
Согласно Википедии,
Ириклинская гидроэлектростанция это — ГЭС на реке Урал в Оренбургской области, у посёлка Ириклинский.
Основная задача Ириклинского гидроузла — регулирование стока реки Урал для обеспечения гарантированного водоснабжения промышленных предприятий и населённых пунктов. В частности, на Ириклинском водохранилище расположена крупная Ириклинская ГРЭС. Попутно осуществляется выработка электроэнергии на ГЭС.
Строительство Ириклинского гидроузла началось в 1943 году (хотя работы начаты были еще в 1941 году, но потом в связи с войной приостановлены). Строительство велось в трудных условиях, при нехватке техники. Агрегаты ГЭС были пущены в 1958 году. Заполнение водохранилища началось 17 апреля 1958 года и завершилось 8 мая 1966 года.
Ириклинское водохранилище сейчас.
А какова же судьба этих сел и деревень, которые потом оказались под водой? Они были затоплены при заполнении чаши водохранилища, жители же их предварительно были эвакуированы.
История этих сел различна , но в то же время их объединяет одно- трагизм исчезновения и поломанные судьбы многих переселенцев, оторванных от устоев своих. Это касается, например, таких населенных пунктов как Таналык, Уртазым, Орловка.
Эти населенные пункты возникли в 1743 году как крепость Таналыцкая, Уртазымская, редут Орловский с поселившимися в них казаками. Тогда целью служилого сословия, населившего эти места, была охрана приграничных рубежей России от джунгарского нашествия. В 1735 году появляется крепость Оренбург, позже переименованная в Орск, строятся крепости вплоть до Верхнеуральска как защитные сооружения с казачеством, проживающим в них. Селились здесь переведенные с закамской линии служилые люди, а также калмыки, нагайцы, мещеряки.
Малятино и Севастополь также появились в этих краях как пограничные укрепления.
Вот что представляли из себя эти населенные пункты в начале 20 века (1900 год):
Таналык имел 207 дворов, население составляло 1332 души,
Севастополь -16 дворов, 114 человек душ здесь проживало,
Орловка — было 75 дворов и 476 душ,
Малятино— 12 дворов,97 душ.
Интересно название Севастополь. Основанное казаками село могло быть названо по городу Севастополю, близ которого сражались наши русские войска , в том числе и казаки, в русско-турецкой войне 1787-1791 годов.Придя домой, они поименовали родину в честь славного города. Так было с селом Париж в Челябинской области, Бриентом, Брацлавкой, Кваркено Кваркенского района. Об этих названиях расскажу позже в своих статьях.
Уже в советское время появились Осетинка, Софинка, Горный Ерик, Новоникольское, казахский аул Шубартау, башкирское село Юмагузино. В 1905 году из Переволоцкого района в поисках лучшей доли приехали сюда татары из деревень Зубочистка 1 и Зубочистка 2, основали здесь село, названное по прежнему месту жительства —Зубочистка.
Горный Ерик. Название Горный он получил по характеру местности, Ерик же — это водоток, который вытекает из реки и впадает в нее же. Получается второе название также дано по характеру местности.
Осетинка или Осетин. Основано на землях аула Бекетбая. Казахи аула были переселены в совхоз имени Калинина. Раньше здесь были кочевья чабана, которого в просторечии звали Осетином (по национальности). Новое село образовано в 1958 году в составе Адамовского района как поселок животноводческой фермы «Заря коммунизма».
Потом открытие никелиевых руд близ поселка Халилово и строительство Орско-Халиловского металлургического комбината привело к тому, что правительство стало задумываться о постройке в бассейне реки Урал гидроузла для обеспечения технологических процессов на новом комбинате, так как воды не хватало.
6 августа 1941 года принят план о строительстве искусственного моря и утвержден, 23 ноября 1942 года началось строительство плотины, но двигалось оно медленно, шла война. Только в 1949 году полным ходом гидроузел возводится под небом степных просторов.
В 1950 году назрела необходимость переселять жителей сел и деревень, которые попали в зону подтопления Ириклы. Принято решение №793 Ново-Орским исполкомом райсовета от 11 декабря 1950 года «О переселении колхозов, совхозов, МТС, расположенных в зоне затопления Ириклинского водохранилища». Всего 22 населенных пункта.
Активная политика переселения жителей происходила в 1952-1953 годах.
Вновь заселенным в 1953 году был поселок Красно-Уральск жителями бывшего села Севастополь, село Ново-Орск пополнилось переселенцами из таналычан и жителей Ново-Никольска, поселок Кзыл-Ту принял поселенцев из села Ново-Никольск. На новом месте возводятся поселок Шубартау Адамовского района и поселок рабочих и служащих Уртазымской МТС Кваркенского района.
Четыре населенных пункта Орловка, Малятино, Таналык и Зубочистка переведены в два укрупненных колхоза имени Хрущева и поселок Тукай.
Что касается кладбищ. Как с ними поступали?
Вчитываюсь в произведение Распутина, ведь его «Прощание » автобиографично, когда-то и его родную деревню затопила Ангара, вот, например, случай на кладбище,
диалог разъярившихся баб и людей, разоряющих погост:
«-А-ну ка марш отседова, нечистая сила!-задыхаясь от страха и ярости, закричала Дарья и снова замахнулась палкой.
-В чем дело, затопляемые?-важно спросил второй мужик.-Мы санитарная бригада, ведем очистку территории. По распоряжению санэпидстанции.
Женщин это еще более взводит…
-Мы то что? Мы то что? Вы поймите. Нам дали указание, привезли сюда, мы не сами».
Бригаду заставили свернуться и погнали в деревню…
«А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки… »
Какой трагизм людского жития, даже память о мертвых отнимали….
Но, у нас это было несколько по другому. Многие семьи по собственной инициативе выкапывали останки своих предков, вывозя их далеко от зоны затопления и перезахоранивали в братских могилах. Но время не было таковым, чтобы говорить о вандализме, нужно во что бы то ни стало закончить грандиозную стройку.
Сейчас весна, Ириклинская ГЭС сбрасывает активно воду в Урал и ее притоки.
Так выглядит наш город, когда работает сброс на Ирикле:
Сообщение Старого-города с Новым городом отрезано, есть только одна дорога по верхнему мосту.
Водохранилище успешно работает, принимает в себя талые воды, а сел, попавших в затопляемую зону, больше нет. Только на многокилометровой глубине до сих пор остались остовы зданий, печные трубы, сооружения умерших Орловки, Зубочистки, Софинки и других населенных пунктов. Насильственно снятые со своих привычных мест прижились они в Новоорском, Кваркенском, Адамовском и других районах нашей области, некоторые живут в Москве, Санкт-Петербурге, некоторые в Австралии и даже Америке. Потомки не скорбят, а еще живые помнят ту горечь и обиду, трудность обустройства на новом месте, первые годы жизни без родины.
Валентин Распутин так сказал словами Дарьи в своем произведении «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Давайте и мы не будем забывать об этой небольшой страничке истории нашей жизни. Ведь малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать.
И еще: «Никакое общество не может долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно, что порубив корни, уповать на ветви».
А пока мы помним. Многие из рыбаков, постоянно промышляющих на Ирикле, знают, где находились бывшие села, помнят их названия, ведь там на дне, в заросших илом домах, зданиях водится великолепная рыба-сом.
Кстати, подробнее об исчезнувших селах в пучинах Ириклы вы можете прочитать в книге К. С. Гайфуллина «Тайны жизни, скрытые водой», 2006 г. Издания, к сожалению, не знаю.
Или почитайте произведение поэта В. Н. Коменда «Море в степи».
Добавление от 11 сентября 2020 года: недавно мной опубликована статья о документах по Ирикластрою, с которыми вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.